?

Log in

No account? Create an account

trust_every_1


SINGVLART

существует и единственно


Previous Entry Соцсети Next Entry
Без “Вины” виноватые
trust_every_1
      PinchukArtCentre официально обьявил о "радикальной смене фокуса деятельности". Отныне арт-институция одним из своих главных приоритетов ставит изучение и систематизацию истории украинского современного искусства. Претворять же данную инициативу в жизнь будет новое подразделение PinchukArtCentre с непримечательным названием "Исследовательская платформа". Сказано - сделано: 21 мая под эгидой "Платформы" открылось целых три экспозиции, среди которых заявленная как размышление на тему исторической и индивидуальной ответственности выставка "Вина" смотрится наиболее интересно, поэтому остановимся на ней немного подробнее.

      Чтобы наглядно показать преемственность поколений украинских художников, к проекту привлекли как классиков, так и молодое поколение из числа лауреатов премии Пинчука. Старая гвардия представлена "Группой быстрого реагирования" (Б. Михайлов, С. Братков, С. Солонский). Восходящая к середине 90-х серия фотографий "Если бы я был немцем" демонстрирует провокационные постановки, в которых художники, разжившись эсэсовской атрибутикой, собственной персоной позируют перед камерой. Подписи к работам, сделанные на немецком, намного более остроумны и богаты аллюзиями, чем сама попытка влезть в шкуру врага, замешанная на банальном хулиганстве. Имена Вагнера, Дюрера, Гёте, мелькающие на металлических табличках, по-видимому, призваны напомнить, что немцы, - нация не одних лишь фашистов.  Библейских аллюзий тоже предостаточно. Начиная от названий в стиле "Если бы я был немцем, я бы помыл ноги еврейке" (ситуация Христа - Иуды) и заканчивая тремя крупными фото, на которых голые авторы замерли в позах святых на гравюрах Дюрера. Только нимбов над головами не хватает. Способны ли вялые пенисы и форма СС пробудить в зрителе чувства вины и ответственности - вопрос открытый. Чувство стыда - точно способны. Кстати, висящее при входе в зал сообщение о возрастном ограничении "18+" нуждается и в верхней границе: сложно представить ветерана Великой Отечественной, которому после просмотра "Вины" не потребовалась бы медицинская помощь.

      Выглядящие не то как радиоактивные зомби, не то как инопланетные захватчики лица с надгробий на еврейском кладбище, - это еще один проект Браткова, который соседствует с его же странной инсталляцией из темно-красных фотографий "Перекресток", по форме похожей на нацисткую свастику. Опус Юрия Лейдермана "Геопоэтика I", деревянные панели с десятками, если не сотнями, наклеенных фотографий памятников героям-победителям, слишком пестрый и оставляет впечатление халтуры. Военной памятью вплотную занят Никита Кадан: рисунки углём, созданные под впечатлением от просмотра нацисткой кинохроники погромов 41-го года во Львове, свидетельствуют, что иногда, если их хорошо попросить, современные официальные художники могут реально что-то нарисовать. Еврейские погромы вспомнили и художники группы "Фонд Мазоха", но не в пример Кадану их экспозиция на порядок интереснее концептуально. Однако сам факт, что кураторы "Вины" включили в экспозицию работы "Фонда", может означать, что у них, кураторов, короткая память, и они забыли, что в 2004-м "мазохисты" умело потроллили PinchukArtCentre по поводу выставки "Прощай, оружие", да так, что на входе в ЦСИ впервые начали проводить досмотр личных вещей посетителей.

      Не обошлось и без рефлексий на тему войны на Донбассе, куда же без нее. Кадан, например, решил переплюнуть самого Президента Порошенко и соорудил из продырявленного пулями крыла "Газели" нечто, напоминающее военный флаг. Николай Ридный уничтожил фотокадры из зоны боевых действий "слепым пятном" черного акрила, недвусмысленно намекнув на невозможность установления объективной истины в ситуации информационных войн. Вторит Ридному, только более наивным образом, и Леся Хоменко, расположившая свои акварели за матовым стеклом, препятствующим узнаванию изображенного (серия "После конца"). Алевтина Кахидзе записала телефонные разговоры человека, звонившего с кладбища в зоне АТО, единственного в том районе места, где "ловила" мобильная связь. Звонки с того света без привлечения медиумов и спиритических досок.

      Как и большинство того, что показывает населению PinchukArtCentre, выставка "Вина" оставила больше вопросов, чем дала ответов. Безусловно, это не "еще одна выставка про войну", но где заявленная смена фокуса? Несмотря на наличие отдельных сильных работ, огорчает большое количество тупикового контента. Для сравнения, этажом ниже проходила выставка "Утрата", посвященная трагедии в Бабьем Яру. Что характерно: три не самых топовых западных художника на том же поле исторической памяти переиграли полный состав "виноватых" вчистую. Рефлексии о нацизме в современном искусстве, - слишком тонкий лёд, ходить по которому научились очень немногие художники (вспомним того же Ансельма Кифера). Потому вдвойне странно, что "Исследовательская платформа" делает на этом льду свои первые шаги.